суббота, 28 марта 2009 г.

Кевин Келли - Мир Без Технологий - Часть 1

Я прекрасно помню запах дыма. Этот режущий запах, которым пропитаны дома племенных людей. Все, к чему они прикасаются, медленно наполняется ароматом дыма – их еда, кровля, инструменты, искусство. Даже тело маленького ребёнка из племени отдает запахом дыма, когда он проходит мимо вас. Я могу застыть на момент в воспоминаниях десятилетий моих визитов и по-прежнему улавливать струю этого первобытного запаха. Везде в мире, независимо от племени, устойчивые струи дыма несутся от главного огня. Если все сделано правильно, то огонь никогда не погаснет. Он дымит на кусочки жареного мяса, и его грани согревают ночью тела. Облака вьющегося дыма повсюду высушивают спальные настилы, охраняют развешанные в ряд кусочки мяса и отгоняют в ночное время насекомых. Огонь - универсальный инструмент, хорош для столь многих вещий, и он оставляет незабываемый отпечаток дыма на обществе с недостатком других технологий.

Кроме дыма я вспоминаю тот непосредственный опыт, который открывается, когда присутствие технологий исчезает в первобытном лагере. Живя в такой близи с землей, как и охотники-собиратели, я часто замерзал и еще чаще воспламенялся от жары, весь промокший, покусанный пауками, привыкший к ритму дня и времени года. Время казалось, тянулось вечно. Я был шокирован тем, как быстро я смог заменить облака технологий моей жизни на облака дыма.

Но я быль только в путешествии. Жизнь в мире без технологий была выходным, когда я мог пересмотреть себя, но идея провести там остаток своей жизни была и есть непривлекательной. Так как вы, или любой другой имеющий работу, Я мог бы продать машину сегодня утром и на полученные деньги купить билет на самолет, чтобы удалиться в любую точку земли после обеда. Очередь из разваленных автобусов, едущих из аэропорта, могли бы высадить меня на какой-то остановке, и через день-два пути в горы я мог бы остановиться в каком-то технологично примитивном племени.

Притяжение технологий удерживает нас там, где мы есть сейчас. Мы принимаем наше положение. Но для того, чтобы оценить эффект технологий – их полезность и стоимость – нам необходимо рассмотреть мир людей перед технологиями. Каковыми были бы наши жизни без открытий? Для этого необходимо осмотреться назад в палеолит, когда технологии были в избытке и в самом начале люди жили окруженные вещами, которых они не сотворили. Также мы можем исследовать оставшиеся сегодняшние охотничье-собирательные племена, живущие сейчас вблизи к природе для того, чтобы оценить, если уж на то пошло, все то, что они получают с помощь всех этих примитивных технологий, которые они используют.

Проблемой в этой цепочке вопросов является то, что технологии предшествовали нашей гуманности. Много всяких животных использовали существующие средства миллионы лет перед человечеством. Шимпанзе создали (и теперь создают) охотничие приспособления с тонких палочек для извлечения термитов из насыпов и камни для раскалывания орехов. Даже сами термиты конструируют широкие взводящиеся вверх кусочки грязи для своих домов. Птички продуманно отбирают ветки для своих гнезд. Стратегия подчинении среды с целью ее использования словно части своего тела – это в конце концов старая многовековая уловка.

Наши человекоподобные предки откалывали каменные скребки 2.5 миллиона лет назад, чтобы заменить себе ногти. Но 250.000 лет тому они разработали грубые техники приготовления пищи или обжарки ее на огне. Охота с помощью снаряжений и начальная очистка пищи одинаково староы. Археологи нашли кусочек камня загнанного в позвонок коня и деревянные дротики вставленные в скелет 100 000 красного оленя.

C другой стороны, каждое из людских племен, по крайней мере, имело несколько ножей из костей с заостренными конечностями или каменных молотков. Не существует такого понятия, как общество без орудий труда. Задолго до того, как мы стали сознательными существами как сейчас, мы были людьми инструментов. Охотники увеличили мощность копья, кидая его в виде длинной раскачивающейся палки, которая в буквальном смысле продолжала их руки. На самом деле все инструменты – это расширения нашего биологического тела, подобно тому, как структура улья является продолжением пчелы. Ни соты, ни королева не могут существовать в одиночку. То же и у нас. Эволюционно мы выжили как вид, так как мы уже сделали инструменты, и мы бы погибнули как вид без некоторые из наших изобретений.

Хотя открыто говоря простой инструмент – это тип технологий, созданный одним человеком, мы же склонны думать о технологии как о чем-то сложном. Но по сути технологии - это все, что было придумано нашим умом. Они включают не только атомный реактор и генетически модифицированную кукурузу, но и лук и стрелы, невидимые изобретения, скрытые дубильные техники, источники огня и окультуренные зерновые. Технологии также включают незаметные открытия, такие как календарь, математику, программы, законы, письменность и все, что приходит в голову. Но они также должны включать гнезда птиц, дамбы бобров, так как это – тоже работа ума.

Все технологии, и дротики шимпанзе для доставания термитов и людские дротики, дамбы бобров и людские дамбы, муравьиные клещики для разрезания садовых листов и людские ножницы для обрезания сада – все они одной природы. Мы склонны изолировать от природы сделанные людьми технологии, даже если думаем, что они антиприродны, и все потому, что они разрослись настолько, что конкурируют за влияние и силу со своим началом. Но в своем истоке и основе инструмент также естественен, как и наша жизнь.

Продолжение статьи Кевина Келли следует....

Комментариев нет:

Отправить комментарий